Продолжая разговор о многообразии компрессорного оборудования, не мешало бы добавить несколько слов о многочисленных достоинствах и ряде недостатков, мешающих пользователям выбрать то или иное компрессорное устройство, отличающееся большим разнообразием, без которого невозможна работа многих промышленных и строительных объектов и предприятий.
Почему, например, поршневой компрессор пользовался совсем недавно, да и пользуется до сих пор таким огромным успехом? Дело все в том, что этот тип оборудования имеет много положительных характеристик, которые ставили его на 1-е место среди подобного оборудования:
Поршневые компрессоры имеют, правда, и недостатки. Так, необходим достаточно большой штат сотрудников для обслуживания этих агрегатов. К минусам можно отнести и то, что интервал межсервисных работ составлял лишь 500 часов. Сегодня это считается очень низким показателем. Да если сюда отнести ещё высокий уровень шума и вибрации во время эксплуатации!? Однако, не бывает худа без добра. Анализируя все показатели в сумме, можно оставаться уверенным в том, что поршневые компрессоры еще нескоро покинут наш рынок, ибо ни один компрессор сегодня не может выдать давление в 30 атмосфер. Пока конкурентов поршневому насосу в этом нет.
И снова оговорка, помните, что поршневой компрессор хорош там, где нет нужды в постоянном режиме работы, ему необходим перерыв. Поэтому поршневые компрессоры так любят и широко применяют предприятия малого и среднего бизнеса. Осознанно останавливаясь на выборе такого агрегата поршневого типа для своих целей, всегда помните такой предопределяющий нюанс: расходы, связанные с эксплуатацией, всегда превышают расходы, связанные с приобретением данного вида компрессорного оборудования.
Итак, для стандартных поршневых компрессоров характерно простое конструктивное исполнение, с чем связана его невысокая стоимость. Его лёгкий запуск и эксплуатация в сложнейших условиях также увеличивают и так довольно длинный ряд с его преимуществами, к которым можно также отнести длительный срок службы и доступный облегчённый монтаж, простое выполнение пуско-наладочных работ. Сам ремонт поршневого агрегата стоит мизерных денег, запчасти не надо заказывать и долго ждать, их всегда легко приобрести.
Но вышеуказанный межремонтный интервал в 500 часов связан также с необходимостью использования высококвалифицированного персонала. Сферы промышленного применения оборудования поршневого типа ограничены. Это связано с невысокой производительностью данных компрессоров. Да и при эксплуатации они издают довольно высокие шумы. Но в сравнении с компрессорными станциями винтового типа, для которых характерно сложное конструктивное устройство и более дорогое обслуживание, компрессорные поршневые установки продолжают пользоваться большим потребительским спросом. А минусы винтовых компрессорных установок на этом и заканчиваются, ибо они не требуют частого технического обслуживания и обладают высочайшей степенью надежности. У них низкий уровень шума, а эксплуатационные издержки незначительны.
А при необходимости использования больших мощностей, выбор падает на винтовое компрессорное оборудование. Этот тип компрессорных устройств является более высокотехнологическим оборудованием. Рабочее тело сжимается с помощью двух валов, противостоящих друг другу, характеризуется данный тип высокой мощностью в работе, пониженным потреблением энергии (на 1/3 меньше, чем поршневой), да и работает оно почти бесшумно, имеет конструктивно компактное исполнение, не требует периодического отключения для проведения профилактических работ, на выходе обеспечивает более чистую рабочую среду (потребляет не так много смазки), легко ремонтируется и может быть оснащено полностью автоматизированной системой управления.
К минусам такой техники относится её стоимость, которая несколько выше цены поршневых компрессоров. Самому отремонтировать винтовой компрессор невозможно в случае поломки, его необходимо будет отвезти в сервисный центр для выполнения ремонтных работ.
Так что, при осознанном выборе типа компрессора в учет идет не только производственная необходимость, но и содержание бюджета.
Продолжая проводить сравнительный анализ названных типов компрессорного оборудования, следует напомнить, что у винтовых компрессоров работа непрерывная. Чтобы обеспечить непрерывность и соответствующую производительность в работе поршневого компрессора, необходимо покупать его с большим запасом по мощности или устанавливать рядом резервный. Если поршневой компрессор сжимает воздушную среду периодически и с пульсациями, то у винтовых компрессоров сжатие происходит непрерывно и стабильно. Работа роторно-винтовых компрессоров практически не вызывает вибрации, в то время как среди рабочих характеристик в деятельности поршневых компрессоров высокие вибрации всегда оговариваются. Если говорить о периодичности обслуживания компрессоров винтового типа, то им необходимо обслуживание в 4 раза реже, чем поршневым.
По качественным характеристикам воздуха на выходе винтовые компрессоры стоят на порядок выше поршневых:
Поршневой компрессор имеет на выходе температуру сжатого воздуха до 90°C, что требует установки дополнительного оборудования, чтобы достичь необходимого качества сжатого воздуха. У винтовых компрессоров температура на выходе +8 - 13 °C к окружающей среде, как видно из ниже следующей таблицы, которую предлагаем на рассмотрение для сравнения основных характеристик по поршневым и винтовым компрессорным устройствам:
Характеристики для сравнения | Поршневой тип | Винтовой тип |
---|---|---|
Тем-ра возд. на выходе, °C; | 80 - 120 | + 8 - 13 к окружающей |
Шум, уровень в дБ (А) | 80 - 95 | 65 - 70 |
Расчетн. данные по наработке на отказ в час. | 3 000 - 6 000 | 30 000 - 40 000 |
Очистка воздуха | нет | есть |
Подача воздушной среды | 50/50 | 24 часа в сутки |
Содержание масла мг/м. куб. (в сжатом воздухе) | 10-15 | 2 - 3 |
Эффективность при всасывании / на выходе | 50 - 70 % | 95 - 99 % |
Затрачиваемая мощность на 1 объёма сжат. возд. | 100 % | 75 % |
Среди существующих на данный момент типов компрессоров самыми простым и, соответственно, распространенными являются поршневые компрессорные устройства. Данный тип компрессорного оборудования не новый, он используется уже почти 200 лет и до последнего времени лидировал на рынке компрессорного оборудования, используемого для сжатия воздушной среды. В бывшем СССР, правда, выпускали центробежные компрессоры производительностью 100 кубических метров / минуту, хотя компрессоры винтового типа тогда не были еще распространены. Объяснялось это сложностью производства.
Надо отметить, что компрессоры поршневого типа наиболее эффективны при необходимости создания невысокого давления, составляющего около 20-30 атмосфер. Турбокомпрессоры же применяются, когда есть большая потребность в сжатом воздухе, ибо, следуя практике, поршневые компрессоры применяют чаще при невысоких требованиях к производительности, где-то 200 л / мин.
Когда поршневые компрессоры будут предпочтительнее других типов компрессоров? В случае нерегулярного потребления сжатого воздуха. Лучше будет использовать поршневой компрессор, а не какой-либо другой, если заранее известны неблагоприятные условия работы. Это может быть связано с работой компрессора на установке, которая расфасовывает цемент, на складе с запасами угля, на мельничной установке. Незаменим поршневой компрессор и при работе, связанной с большими перепадами температур, когда нет необходимости в большой производительности при сжатии воздуха. Поршневые компрессоры будут работать в этих условиях значительно эффективнее и надежнее, чем другие типы.
Работая в таких условиях, винтовые компрессоры, например, демонстрируют меньшую производительность, их работа на производстве будет нецелесообразной в экономическом плане, поэтому следует помнить, что эксплуатация компрессора будет дороже, чем начальные капитальные затраты.
Сегодня современные поршневые компрессоры используются и в промышленности, и в быту. Перед покупкой компрессорного устройства, надо выбрать определенную модель компрессора, тщательно ознакомившись с его техническими характеристиками.
Проведем сравнение между расходами на винтовой и поршневой компрессоры по выше описанным пунктам:
Вернувшись к нашему сравнению и констатируя все плюсы и минусы обоих видов компрессорных машин, можно однозначно заметить, что винтовой тип компрессора считается более выгодным, более надежным, с большим перерывом между регламентными инспекциями по сравнению со своим поршневым "собратом". С точки зрения потребителей винтовые компрессорные машины считаются более экономичными, несмотря на ту особенность, что при покупке они демонстрируют более высокую цену в сравнении с поршневыми. Чтобы сопоставить выгоду того или другого типа компрессорного устройства с точки зрения показателей по эффективности, следует выслушать специалиста.
Исходя из нашего сравнительного анализа (см. описание выше), для получения сжатого воздуха используются обычно 2 вида компрессорных машин: компрессор поршневого и винтового типов. По виду питания эти машины делятся на электрические компрессорные устройства и компрессоры с двигателями внутреннего сгорания (мотокомпрессоры, передвижные компрессорные устройства, дизельные компрессорные машины). Электрические компрессоры имеют больший уровень популярности, являясь более экономичными машинами, они более просты и надёжны при эксплуатации. Компрессоры, оснащённые двигателями внутреннего сгорания, находят свое применение в тех условиях, где имеют место перебои с электрическим питанием. Цена на электрические компрессорные устройства обычно в 1,5-2 раза выше, чем цены на компрессоры передвижные.
Следующий тип компрессорного оборудования, который мы рассматриваем в сравнении с поршневыми компрессорами, это лопастной тип, который также представляет собой одну из разновидностей, повышающих давление рабочего тела при его взаимодействии с подвижными и неподвижными лопатками компрессорного устройства. Механическая функция устройства при этом становится кинетической энергией рабочего тела, которая далее преобразуется во внутреннюю. В сравнении с поршневыми компрессорными устройствами лопастные машины имеют ряд значимых преимуществ, которые проявляются при сжатии больших количеств газовых смесей и газов:
Лопастной тип компрессорного оборудования обладает отличным быстродействием, имеет малую металлоёмкость, всегда плавную подачу, долговечен, обеспечивает чистоту газа на выходе (свободен от паров масла). Но при всех этих положительных моментах каждая ступень может создавать на выходе небольшое давление, работая с ограничением скоростей вращения рабочих колес. Поршневые же компрессоры способны обеспечить более высокое давление газа, имея при этом большую металлоемкость, неравномерную подачу, ограничение в быстродействии. Так как смазывание трущихся поверхностей в поршневых компрессорных устройствах происходит прямо в рабочей камере, то выходящий из компрессорного устройства газ выходит с большим количеством паров масла.
Однако при качественном изготовлении лопастного компрессорного оборудования можно добиться весьма большого, создаваемого им, давления. У компрессоров данного типа на 50% больше мощности, если сравнить их с компрессорами Рутс, меньше шумов при работе, выше КПД, ограниченные потери воздуха и незначительная потеря температуры воздуха, меньше мощности они забирают у двигателя.
В силу своих конструктивных особенностей лопастные компрессы имеет значительную фрикционную нагрузку, сосредоточенную между корпусом и лопастями. Чем дольше эксплуатировался компрессор, тем выше был износ его рабочих элементов и тем больше потери воздуха, тем ниже КПД. По этим причинам компрессоры лопастного типа делались с большими габаритами и низким числом оборотов, что останавливало развитие машиностроения. От них начали отказываться, понемногу забывая об их существовании. Прошло много лет, металлообрабатывающая отрасль машиностроения сделала большой прогресс, появились новые материалы и их высокоточная обработка, конструкторы придумали ряд новых решений, рождённых на базе старых технологий, постепенно возвращая лопастные компрессоры в массовое производство.
Для безмасляного процесса сжатия газов, в особенности, если они взрывоопасны и агрессивны, наилучшим решением является использование мембранных компрессорных машин. Этот тип компрессорного оборудования очень часто применим там, где нет возможности компрессорам винтового или поршневого типов создавать очень высокие давления макс. 4 000 бар.
Мембранные компрессоры завоевали себе прочную позицию во всех производственных отраслях, имея определенные преимущества перед поршневыми и винтовыми компрессорными устройствами. Их востребованность в процессах сжатия газов, взрывоопасных, радиоактивных, токсичных или высокочистых, требует особых мер защиты внешней среды. Мембранные компрессоры соответствуют поставленным требованиям продовольствия, фармацевтики и атомной промышленности, их применяют в химической, энергетической, атомной и пр. сферах, в научно-исследовательской работе, где требуются газы высокого давления. К таким газам предъявляются очень жесткие требования в отношении чистоты. В силу своих уникальных конструктивных особенностей мембранные компрессоры обладают рядом преимуществ:
Всё компрессорное оборудование делится на стационарное и передвижное (мобильное) оборудование. Стационарное компрессорное оборудование устанавливается на фундамент или несущую опорную конструкцию в виде рамы. Передвижные компрессоры, оснащенные шасси, легко перемещаются по территории строительного объекта или в других местах применения. Они подразделяются в зависимости от источника питания, необходимого для работы двигателя компрессора. Это может быть электричество, дизельное топливо или бензин.
Наиболее популярны среди пользователей передвижные дизельные компрессоры, они мобильны, имеют незначительные габариты, небольшой вес, простой способ транспортировки, довольно экономичны. Оборудование данного типа не нуждается в предварительной подготовке и настройке параметров. Один компрессор может подавать сжатый воздух сразу на несколько инструментов. Это оборудование с удовольствием применяют различные строительные организации при ремонте дорог, бурении скважин, строительстве разного типа, прокладке трубопровода с целью подачи сжатого воздуха прямо на месте выполнения работ на инструменты: отбойные молотки, перфораторы, пескоструйный инструмент.
Такого удобства не может обеспечить ни один электрический или стационарный компрессорный аппарат. Компрессорные устройства передвижной модели применяют для надувания больших количеств воздушных шаров. Они имеют множество преимущественных показателей по сравнению с другим компрессорным оборудованием. Это отсутствие подачи электрического питания для выполнения работ, мобильность, автономность, надежность и экономичность, что сделало эти компрессоры самыми популярными и востребованными в мире. Дизельные компрессоры передвижной модели могут быть как поршневыми, так и винтовыми. Поршневые применяют для кратковременного снабжения пневматического инструмента сжатым воздухом. К их явным преимуществам относятся невысокая цена, простота конструктивного исполнения, что, в свою очередь, гарантирует дешевое техническое обслуживание и ремонт, а также долгий срок работы при надлежащей эксплуатации. Однако использование компрессора в "полевых" условиях влечет за собой и недостатки, как большое потребление масла, быстрый износ рабочих элементов и необходимость в установке ресивера, чтобы постоянно выравнивать давления сжатого воздуха.
Передвижные компрессоры винтового типа по цене гораздо дороже, но они в состоянии круглые сутки подавать сжатый воздух на пневматические устройства и инструменты. К явным преимущественным сторонам компрессоров данной группы стоит отнести незначительное потребление ими масла, их функциональную надёжность в эксплуатации и довольно большой срок службы, не требующий при этом частых осмотров и технических ремонтов. Винты при вращении создают и поддерживают постоянное давление, скорость вращения двигателя выполняет роль регулятора давления, что исключает затраты на приобретение ресивера. На первый взгляд высокая цена окупается отличным качеством оборудования, экономичностью в работе и небольшими затратами на эксплуатацию.
В завершение нашей темы следует добавить тот факт, что всё рассмотренное нами выше компрессорное оборудование по целям использования можно подразделить на компрессоры бытовые, профессиональные и компрессорные аппараты промышленного назначения. Промышленные компрессорные устройства находят применение в условиях промышленного производства, имея порой очень высокие показатели мощностных характеристик. А вот бытовые и профессиональные компрессоры часто используются пользователями в личных нуждах, например, на строительной площадке или строительном объекте, при сооружении дома или других построек. Они мобильны, компактны, в полном объёме удовлетворяют почти все запросы строителей. При выборе компрессорного устройства следует не забывать о том, что бытовой компрессор способен на более короткий период бесперебойной работы, и ему нужен отдых по сравнению с профессиональным.
Классификация компрессоров
Лопастные компрессоры
Объемные компрессоры
Применение винтовых компрессоров
Применение поршневых компрессоров
Применение центробежных компрессоров
Роторные компрессоры
Смазка цилиндров поршневых компрессоров
Винтовые компрессорные установки
Мембранные компрессоры
Основные характеристики компрессора. Производительность компрессора. Мощность компрессора
Передвижные дизельные (винтовые) компрессоры
Поршневые компрессоры
Расчет компрессоров. Подбор компрессорного оборудования
Сравнительный анализ компрессоров
Центробежные компрессоры. Азотные компрессоры